Байдуков Георгий Филиппович

Герой Советского Союза
Байдуков Георгий Филиппович – лётчик-испытатель авиазавода №22 (город Москва).
Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области. Русский. С 9 лет бродяжничал. Затем воспитывался в Барабинском интернате (Новосибирская область), но через 2 года был из него исключён. Снова бродяжничал. С 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1926 году окончил Омскую железнодорожную профтехшколу.
В армии с марта 1926 года. В 1926 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году – Качинскую военную школу лётчиков. Служил в 20-м отдельном авиационном отряде ВВС (в Московском военном округе).
С июля 1930 года по ноябрь 1934 года – лётчик-испытатель в Научно-испытательном институте ВВС (НИИ ВВС). Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С ноября 1934 года учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Весной 1935 года откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелёту на самолёте АНТ-25. В начале августа 1935 в составе экипажа С.А.Леваневского участвовал в попытке перелёта, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25. С сентября 1935 года – лётчик-испытатель авиазавода №22 (г.Москва).
20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир – В.П.Чкалов, штурман – А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 км (полётное время 56 ч 20 мин).
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия для Героев Советского Союза 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №10.
18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва–Северный полюс–Ванкувер (США) протяжённостью 8.504 км по прямой (полётное время – 63 ч 16 мин).
Одновременно с выполнением перелётов продолжал лётно-испытательную работу на авиазаводе №22 (г.Москва). Испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта.
Участник советско-финляндской войны: в январе-феврале 1940 года совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка. Был награждён орденом Красного Знамени.
В августе-декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.
Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 года – заместитель командира и командир 31-й смешанной авиационной дивизии, в марте-мае 1942 – командующий ВВС 4-й ударной армии; в мае-июне 1942 – командир 211-й смешанной авиационной дивизии; в июне 1942 – декабре 1943 – командир 212-й (с мая 1943 – 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии; с января 1944 года – командир 4-го штурмового авиационного корпуса. Воевал на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Соединения под его командованием участвовали в битве под Москвой, в Ржевско-Сычёвской и Великолукской операциях, Курской битве, битве за Днепр, освобождении Левобережной Украины, Киева, Белоруссии и Польши, в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской операциях.
После войны продолжал командовать штурмовым авиакорпусом. В октябре 1945 – июле 1946 – заместитель командующего 13-й воздушной армией (в Ленинградском военном округе). В июле 1946 – декабре 1947 – заместитель начальника Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС по лётной части. Осенью 1947 года принимал участие в испытаниях пассажирского самолёта Ту-70. В декабре 1947 – сентябре 1949 – начальник Главного Управления ГВФ.
В 1951 году окончил Военную академию Генштаба. В феврале 1952 – мае 1953 – заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны, в мае 1953 – июне 1955 – заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С 1955 года – 1-й заместитель начальника, а в 1957-1972 – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР (заказ вооружения для ПВО страны). С сентября 1972 года – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. С июля 1988 года генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков – в отставке.
Занимался активной литературной деятельностью, член Союза писателей СССР (России).
Жил в Москве. Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Генерал-полковник авиации (1961), лётчик-испытатель 1-го класса (1940). Награждён 2 орденами Ленина (24.07.1936; 15.11.1950), орденом Октябрьской Революции (16.12.1972), 4 орденами Красного Знамени (9.08.1937; 7.04.1940; 5.11.1946; 26.10.1955), орденом Кутузова 1-й (29.05.1945) и 2-й (10.04.1945) степеней, 2 орденами Суворова 2-й степени (10.01.1944; 23.07.1944), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (23.11.1942) степеней, Трудового Красного Знамени (23.05.1977), 4 орденами Красной Звезды (3.11.1944; 20.04.1956; 25.07.1958; 25.05.1967), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 1-й (25.05.1987), 2-й (27.12.1982) и 3-й (30.04.1975) степеней, российским орденом Дружбы народов (7.04.1994), медалями, иностранными наградами (кавалер наибольшего количества орденов СССР и РФ – 22-х). Государственная премия СССР (1970).
Почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край).
В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его имя носят улицы в городах Москва, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пенза, Чебоксары (Чувашия), Элиста (Калмыкия), Якутск, Апшеронск (Краснодарский край), Барабинск, Обь и Татарск (Новосибирская область), Богданович и Нижний Тагил (Свердловская область), Волжск (Республика Марий Эл), Кизел (Пермский край), Нижний Ломов (Пензенская область), Новоалтайск (Алтайский край), Новошахтинск и Миллерово (Ростовская область), Осинники и Тайга (Кемеровская область), Старый Оскол (Белгородская область), Чистополь (Татарстан), Чкаловск (Нижегородская область), Витебск и Могилёв (Белоруссия), Донецк (Украина). В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова).
Сочинения:
Наш полёт на АНТ-25. М., 1936 (в соавторстве)
Из дневника пилота. М., 1937;
Наш полёт в Америку. М., 1937;
Записки пилота. М., 1938;
О Чкалове. М., 1939;
Чкалов. М., 1975;
Первые перелёты через Ледовитый океан. М., 1977;
Рассказы разных лет. М., 1983;
Через полюс в Америку. М. 1988;
Командарм крылатых. М., 2002 и др.