КОГАН Павел Леонидович

Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра, академик Академии российского искусства
Родился 6 июня 1952 года в Москве. Отец – Коган Леонид Борисович (1924–1982), великий скрипач, профессор, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии. Мать – Гилельс Елизавета Григорьевна (1919 г. рожд.), выдающаяся скрипачка, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Сын – Коган Дмитрий Павлович (1978 г. рожд.), скрипач.
Выбор жизненного пути для Павла Когана был предопределен с самого рождения. «Это та семейная традиция, нарушить которую было просто невозможно, – говорит Павел Леонидович. – У нас невероятно спаянная во всех отношениях семья, творчество всех нас очень сближало. Поэтому совершенно естественно, что я пошел именно этой дорогой».
Еще в раннем детстве Павел Коган мечтал стать дирижером симфонического оркестра. Его увлекала сама возможность достичь наивысшей гармонии с помощью различных инструментов. Естественно, что обучаться дирижированию с детского возраста не представлялось возможным, поэтому с 5 лет он прилежно постигал скрипичное искусство в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а в 12 лет дебютировал в филармоническом концерте в Москве, выступая в составе семейного трио с родителями.
С детства Павлу Когану довелось общаться с великими музыкантами – Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Эмилем Гилельсом, крупнейшими дирижерами – Кириллом Кондрашиным, Евгением Раввинским, Геннадием Рождественским, Евгением Светлановым. «Это было великое время, – вспоминает Павел Леонидович. – После Сталина железный занавес немножко приоткрылся, появилась узкая щелочка, и к нам в страну стали приезжать величайшие исполнители и оркестры. И редко кто не бывал у нас дома во время таких гастролей. Еще мальчишкой мне посчастливилось видеть Артура Рубинштейна, Исаака Стерна, Лорина Маазеля, Юджина Орманди и многих других исторических личностей. Безусловно, все это оказывало на меня формирующее значение».
По окончании музыкальной школы Павел Коган продолжил свое обучение в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского сразу по двум классам (с разницей в один год) – скрипки у Юрия Янкелевича и симфонического дирижирования у Лео Гинзбурга. Еще в студенческие годы он достиг значительных успехов в реализации обеих граней своего дарования. В 1970 году, когда ему было 18 лет, его талант скрипача получил высшую оценку на престижнейшем соревновании – Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки. За этой победой последовали многочисленные концерты с крупнейшими оркестрами страны, Европы, Японии, США, в том числе с Филадельфийским симфоническим оркестром филармонии и Оркестром Лос-Анджелеса.
Казалось бы, нарастающий успех Павла Когана как виртуозного скрипача должен был побудить его совершенствоваться именно на этой стезе. Но Павел Леонидович был и остается убежден в том, что дирижерская профессия – это синтез, квинтэссенция всего музыкального творчества. Блестящая карьера скрипача стала для него великолепной основой для дирижерской деятельности. Он, как никто другой, понимал, что струнная группа – фундамент симфонического оркестра, основа его звучания.
Первые уроки дирижирования Павел Коган получил в Ленинградской консерватории у И.А. Мусина. Илья Александрович придавал огромное значение эстетике дирижерского искусства. Его ученики всегда обращали на себя внимание артистизмом, дирижерским мастерством в управлении оркестром. Именно Мусину Павел Коган обязан постижением основ эстетики дирижирования. Однако в Ленинграде он пробыл недолго и перевелся в Московскую консерваторию – свою альма-матер, к выдающемуся педагогу профессору Лео Гинзбургу. Лео Морицевич открыл ему перспективы дирижерской профессии, делился своим богатейшим опытом. Он был ярким представителем немецкой школы, в начале 1930-х годов получил образование в Берлине, где учился у Германа Шерхена, тесно общался с Отто Клемперером, который руководил берлинской «Кролль-оперой». Гинзбург даже дирижировал там спектаклями. Эту культуру он передавал своим ученикам. «Это великое счастье, что мое поколение застало таких крупнейших музыкантов, которые могли дать исчерпывающие знания молодому, начинающему артисту. Переоценить эти знания невозможно. Я считаю себя счастливым человеком и постоянно вспоминаю своих учителей», – говорит П.Л. Коган.
Павел Коган встал за дирижерский пульт, когда ему не было еще и 19 лет, а в 1972 году он дебютировал с ведущим симфоническим оркестром страны. После окончания консерватории он стал одним из самых востребованных музыкантов России и мира, много и успешно выступал в качестве солиста и дирижера с лучшими оркестрами Европы, Америки и Японии. Отечественные оркестры в этом ряду составляют своего рода Зал славы российской культуры: Государственный академический симфонический оркестр СССР, Государственный академический Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР, заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, Академический симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии, Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра Союза ССР. Ему посчастливилось набираться профессионального опыта у выдающихся дирижеров Е. Мравинского, К. Кондрашина, Е. Светланова. Павел Коган выступал с оркестром Мюнхенской филармонии, симфоническим оркестром Баварского радио, оркестром Романской Швейцарии, Национальными оркестрами Франции и Бельгии. Он стал желанным гостем на фестивалях симфонической музыки в Хельсинки, Дубровнике, Монтре, Праге.
В 1987 году Павел Коган удостаивается звания заслуженного артиста РСФСР. Еще через год в качестве дирижера-постановщика он ставит в Большом театре СССР «Травиату» Дж. Верди.
Гастрольное дирижерство – яркое явление в музыкальном мире. Это всегда встреча разных школ, традиций и, в конечном счете, культур. Однако для личности, стремящейся к высотам дирижерского мастерства, гастроли с «чужим» оркестром – это лишь маленький праздник, где главная цель – показать себя, в очередной раз отметиться в мировой «табели о рангах». О чем еще мог мечтать дирижер, приглашенный великим Мравинским дирижировать заслуженным коллективом республики Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии во время турне по Испании? Чего не хватало маэстро, возглавившему легендарную постановку «Травиаты» Дж. Верди в Большом театре Союза ССР? Как это ни парадоксально – ответственности, вовлеченности в жизнь живого творческого коллектива, стратегического воплощения своих идей. Все это мог подарить лишь «свой» оркестр.
В 1988 году П.Л. Коган получает приглашение от Загребского филармонического оркестра. Он становится художественным руководителем и главным дирижером этого одного из старейших коллективов Европы. Работая с оркестром до 1990 года и выступая с ним по всему миру, он значительную часть времени и творческих сил отдает родной стране, регулярно выступая в Москве, Ленинграде, прибалтийских столицах, Свердловске, Новосибирске, Красноярске, Киеве, Одессе, Кишиневе, Туле, Ярославле и в других городах бывшего СССР.
В мае 1989 года П.Л. Коган возглавил в качестве художественного руководителя и главного дирижера один из ведущих и старейших (создан в 1943 г.) симфонических коллективов России – Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО), который в разное время возглавляли такие именитые мастера, как Лев Штейнберг, Николай Аносов, Лео Гинзбург, Вероника Дударова. Для Павла Когана было очень важно то, что это произошло на Родине. Он принял оркестр, оркестр принял его: официальное назначение было подкреплено единодушным желанием коллектива.
Последующие годы охарактеризовались необычайно интенсивной и плодотворной работой с оркестром. Благодаря огромному трудолюбию, умению достигать поставленных целей, таланту музыканта и идеальному знанию природы струнных инструментов Павел Коган вывел коллектив на принципиально новый уровень. П.Л. Коган сразу же поставил во главу угла обогащение репертуара, с самого начала стремился к тому, чтобы оркестр не замыкался на одном стиле, композиторе. По его мнению, любая остановка губительна для артиста, необходимо постоянное расширение репертуара – это тот творческий рост, который должен продолжаться всю жизнь. Накопление репертуара для Павла Когана – это не только освоение нового материала, но и творческое переосмысление и обновление своих собственных подходов и интерпретаций. В этом – основа позиции П.Л. Когана как руководителя.
Вряд ли можно назвать произведение базового симфонического репертуара, которое бы не исполнялось МГАСО. Значительным шагом вперед стало расширение творческого диапазона оркестра за счет включения в репертуар произведений западных классиков и современных авторов. Своего рода визитной карточкой «оркестра Когана» (как давно уже называют МГАСО во всем мире) стали его масштабные циклы «Все симфонии», в рамках которых были исполнены все симфонические произведения И. Брамса, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, А. Брукнера, Р. Штрауса, П. Чайковского, Я. Сибелиуса, А. Скрябина, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.
П.Л. Коган открыт для интересных творческих идей и начинаний, часто сам придумывает и осуществляет блестящие проекты. Один из таких проектов – исполнение в Большом зале Московской государственной консерватории цикла концертов «Все симфонии и вокальные произведения Густава Малера» – не имеет аналогов: в России все произведения Г. Малера в последовательном исполнении прозвучали впервые. За 2(!) сезона МГАСО исполнил все симфонии, а также вокальные циклы композитора. За исполнение цикла концертов «Все симфонии и вокальные произведения Густава Малера» в 1997 году Павлу Когану присуждена Государственная премия РФ. В том же году он стал действительным членом Академии российского искусства.
В исполнении МГАСО звучат произведения современных композиторов – А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова, с которым Павла Когана связывала многолетняя дружба и который именно ему доверял впервые исполнить многие свои сочинения. Дирижер неоднократно становился также первым исполнителем произведений А. Петрова, М. Вайнберга, Г. Дмитриева и других российских композиторов.
П.Л. Когану удалось сформировать индивидуальное «лицо» оркестра. В оркестре сложился крепкий костяк, многие музыканты работают с П.Л. Коганом с 1989 года, а некоторые пришли в этот оркестр еще раньше. Благодаря совместным усилиям дирижеру и музыкантам удается держать свою «марку», свой стиль. «Большое внимание я уделяю балансу звучания, тщательности подготовки для того, чтобы иметь максимальную свободу творчества на концерте, – говорит Павел Леонидович. – Стараюсь работать над динамическим диапазоном, расширять его насколько возможно. Особое внимание – качеству звучания. Я стремлюсь, чтобы полнокровно звучали струнные, чтобы у духовых не было проблем с интонационным строем, чтобы было тембральное разнообразие. Вот те основы оркестрового стиля, над которыми я ежедневно работаю, находясь за пультом».
Стабильный творческий коллектив, состоящий из лучших оркестровых музыкантов, выдающиеся дирижеры и солисты и, самое главное, качество программ объясняют высокий интерес публики к деятельности оркестра. Среди музыкантов оркестра – три народных артиста РФ, более 20 заслуженных артистов России, заслуженные работники культуры РФ, лауреаты международных музыкальных конкурсов. Это свидетельствует о высоком профессиональном уровне оркестра. По итогам продаж абонементов Московской филармонии этот коллектив в течение многих лет является лидером среди лучших московских оркестров. За долгие годы работы у оркестра появилась своя аудитория, поэтому все выступления проходят при переполненном зале.
Длительная творческая и человеческая дружба П.Л. Когана со многими исполнителями мирового класса позволила оркестру существенно расширить список солистов, выступающих с оркестром. Это – Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Михаил Плетнев, Наталья Гутман, Вадим Репин, Николай Петров, Максим Венгеров, Янош Штаркер, Элисо Вирсаладзе, Денис Мацуев, Александр Рудин и многие другие замечательные музыканты. За дирижерский пульт МГАСО в разное время вставали Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Марис Янсонс и другие выдающиеся дирижеры.
Гастрольный диапазон оркестра, конечно, не совпадает с географической картой нашей планеты, но дает полную картину мировой музыкальной жизни. Волна оваций сопровождала концерты МГАСО на пространстве от Британских островов до Гонконга, Японии и Австралии. МГАСО под управлением Павла Когана ежегодно представляет Россию на крупнейших мировых фестивалях в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии. Коллектив является постоянным участником российских фестивалей «Московские звезды», «Русская зима» в Москве.
И конечно же с неизменным успехом проходят выступления МГАСО в лучших концертных залах Москвы: Большом зале Московской консерватории и Концертном зале имени П.И. Чайковского.
C 1998 года в течение нескольких лет Павел Коган являлся главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра штата Юта (Солт-Лейк-Сити, США).
П.Л. Коган – один из ведущих дирижеров России и мира. За выдающиеся заслуги в области симфонического искусства ему присвоено звание народного артиста России (1994), он награжден орденом Дружбы, высшей наградой Литвы – орденом Великого князя Гедиминаса, наградами Хорватии и США. Павел Леонидович возглавляет созданный им Международный музыкальный фонд, в задачи которого входит, в частности, поддержка юных дарований.
Творческая жизнь маэстро расписана на несколько лет вперед, и даже свободное время приходится четко планировать. Однако П.Л. Коган, человек разносторонних интересов, успевает следить за новыми театральными постановками, новинками в современной литературе, с удовольствием посещает концерты классического джаза, отлично водит автомобиль.
Живет и работает в Москве.