Бисноват Матус Рувимович

Герой Соц.Труда
Бисноват Матус Рувимович – главный конструктор ОКБ-4 (КБ «Молния»).
Родился 10 (23) октября 1905 года в городе Никополь ныне Днепропетровской области (Украина). Еврей. С 1917 года работал маляром. В молодые годы увлекался живописью, посещал ВХУТЕМАС.
В 1926 году окончил рабфак. Поступил на аэромеханический факультет Московского высшего технического училища, реорганизованный в 1930 году в Московский авиационный институт. В 1931 году окончил Московский авиационный институт. Работал в авиационных конструкторских бюро. В 1935-1938 – заместитель главного конструктора ОКБ В.К.Таирова в Киеве. Участвовал в проектировании пассажирского самолёта ОКО-1.
С лета 1938 года – главный конструктор специализированного ОКБ, производственной базой которого были центральные мастерские ЦАГИ. Под его непосредственным руководством были разработаны и построены экспериментальные скоростные самолёты СК-1 и СК-2, имевшие очень высокие по тому времени лётно-технические характеристики.
В январе-июле 1941 – главный конструктор ОКБ авиазавода №23 (город Ленинград). Руководил серийным выпуском истребителей ЛаГГ-3. После эвакуации авиазавода в Новосибирск назначен начальником сборочного цеха авиазавода №153. Руководил серийным выпуском истребителей ЛаГГ-3, Як-7 и Як-9.
С февраля 1943 года – начальник ОКБ-55, созданного для разработки ракетного перехватчика «302». Из-за отсутствия ЖРД, который обещал сделать А.Г.Костиков, самолёт так и не был доведён. ОКБ-55 в начале 1944 года было ликвидировано.
В 1944-1946 – главный конструктор авиазавода №153 (город Новосибирск). Занимался серийным выпуском истребителей Як-9 и их модификаций.
С июня 1946 года – директор авиазавода №293 (город Химки Московской области) и главный конструктор ОКБ-293. Возглавляемое им ОКБ-293 провело исследования процессов, протекающих на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях на оборудованных автопилотами и ЖРД летающих моделях с различной формой крыльев и рулей, таких как ЛМ-6, ЛМ-9 и других. В 1946-1948 годах под его руководством был разработан экспериментальный самолёт «5» со стреловидным крылом и жидкостным реактивным двигателем. В ходе его испытаний впервые в СССР были исследованы особенности отделения самолётов со стреловидным крылом от самолётов-носителей.
С 1948 года ОКБ-293 занималось созданием образцов реактивного управляемого вооружения. Под руководством М.Р.Бисновата был спроектирован первый в стране самонаводящийся реактивный снаряд класса «воздух–воздух» СНАРС-250 для вооружения истребителей и ракетный комплекс береговой обороны «Шторм» с дозвуковым реактивным снарядом, предназначенный для борьбы с надводными целями. Испытания СНАРС-250 «Шторма» не были доведены до конца из-за ликвидации ОКБ-293 в феврале 1953 года.
В феврале 1953-декабре 1954 – начальник конструкторского отдела завода №938 (станция Ухтомская Московской области). Участвовал в изготовлении опытных образцов наземной аэродромной техники: передвижных агрегатов АПА-12, АПА-35, УПГ-250, УПГ-150 и других.
С января 1955 года – начальник и главный конструктор ОКБ-4 в Тушино (впоследствии КБ «Молния»). В 1955-1956 годах возглавляемое М.Р.Бисноватом ОКБ спроектировало первую отечественную самонаводящуюся ракету К-8 класса «воздух–воздух». В дальнейшем под его руководством были разработаны ракеты класса «воздух–воздух» (в скобках указаны официальные наименования ракет и год их принятия на вооружение) – К-8М (К-88, 1963 год), К-8М-2 (Р-98, 1965 год), К-80 (Р-4, 1965 год), К-40 (Р-40, 1971 год), К-60 (Р-60, 1973 год), К-98М (Р-98М, 1975 год), К-80М (Р-4М, 1979 год). Эти ракеты применялись на самолётах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, Су-24, Cу-25, Ту-128, Як-28П и их модификациях.
За большие заслуги в создании новых образцов авиационного вооружения и в связи с 70-летием Указом Президиума Верховного Совета ССР в октябре 1975 года Бисновату Матусу Рувимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1976 году КБ «Молния» вошло в состав НПО «Молния», созданного для разработки космического корабля многоразового применения «Буран».
Жил в Москве. Умер 6 ноября 1977 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Доктор технических наук (1965). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1973).